×
Меню сайта

НАСТАВНИЧЕСТВО в школе

Наставничество - это форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении

которых осуществляется наставничество.

Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:
- социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических

работников;
- элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное

профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
- составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми

специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию 

профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки 

процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои

]профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует

образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных

затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых

навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована 

на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность
решения тех или иных запросов.

Цель системы (целевой модели) наставничества – создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий

и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения 

педагогических работников, самореализации
и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
Задачи системы (целевой модели) наставничества:

  • содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
  • обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия 
  • административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
  • оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
  •  способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений
  • в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.

Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах:

  • принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития
  • педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой
  • позиции в системе наставничества;
  • принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей
  • человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
  • принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды 
  • наставничества;
  • принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным 
  • охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Особенности системы наставничества :

  • субъект-субъектное взаимодействие наставника и наставляемого;
  • личностноориентированная направленность;
  • выстраивание практик наставничества с использованием интернет-среды, расширение возможности получения поддержки наставников в масштабах всей
  • страны, региона, муниципалитета;
  • интеграция в национальную систему профессионального роста педагогических работников Российской Федерации,
  • научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
  • опора на лучший отечественный и зарубежный опыт наставничества педагогов с учетом государственной политики в сфере образования;
  • направленность на оказание всесторонней помощи педагогическим работникам посредством разнообразных форм и видов наставничества.

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный уровень:

Региональный уровень:

  • Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников
  • образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ
  • и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»

Уровень ОО:

Методическая информация