УТВЕРЖДАЮ
ПРИКАЗ №107 от 31.08.2022 г.
Директор Шильпуховской основной школы
___________________
/Теплякова С.И./
ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога
на 2022- 2023 учебный год
д.Шильпухово
2022 г.
Цель работы психолога: Сохранение и сбережение психического здоровья школьников, оказание помощи и поддержки детям, нуждающимся в психологическом сопровождении в связи с трудностями в обучении, воспитании и развитии. Создание благоприятного климата в педагогическом коллективе.
Задачи:
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.
- Содействие созданию условий формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
- Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении.
- Оказание психологической поддержки и помощи участникам учебного процесса в период адаптации к новой социальной ситуации, контролирование переходных моментов жизни школьников (1, 5 классы).
- Повышение уровня родительской компетенции, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
- Оказание психологической помощи «трудным» подросткам и детям с ОВЗ.
- Психологическое сопровождение подготовки к ГИА.
- Профилактика признаков суицидального поведения.
Направления работы:
1.Диагностика.
2.Консультирование.
3.Развивающая и коррекционная работа.
4.Организационно-методическая работа.
5. Просветительская работа.
№ п/п |
Название работы |
Условия проведения |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
Психологическое просвещение и профилактика |
||||
1 |
Выступления: 1)Протекание адаптационного периода у первоклассников. 2)Адаптация пятиклассников. 3)Профилактика суицидального поведения детей и подростков |
Конференции по преемственности Педсовет |
Сентябрь Декабрь Март |
Сообщение результатов обследований педагогам. |
2 |
Выступления: Адаптационный период первоклассников. Психологическая подготовка семьи к поступлению ребенка в школу Психологическая поддержка родителей выпускников Профилактика суицидального поведения детей и подростков |
Родительские собрания |
Сентябрь Январь Март |
Повышение психологических знаний родителей. |
3 |
Психологическая профилактика экзаменационной тревожности. |
Классные часы в 9 классу; Групповые и индивидуальные коррекционные занятия |
Декабрь – март |
Снятие тревожности перед экзаменами, повышение уверенности в себе |
4 |
Адаптация первоклассников |
Классные часы в 1-ом классе |
Сентябрь |
Формирование позитивного отношения к школе, к классному коллективу, развитие уверенности в себе
|
5 |
Адаптация пятиклассников |
Классные часы в 5ом классе |
Сентябрь |
|
|
|
Сентябрь, октябрь |
||
6 |
Профилактика суицидального поведения |
Классные часы в 5-8-ом классах |
В течение года |
Формирование позитивных жизненных установок |
7 |
Проведение классных часов по формированию благоприятного психологического климата в классе. |
5-8 классы |
В течение года |
Формирование навыков бесконфликтного взаимодействия между одноклассниками, обучение конструктивному общению |
8 |
Профилактика эмоционального выгорания педагогов |
Психологическая игра с педагогами |
Ноябрь |
Повышение жизненного тонуса, формирование стрессоустойчивости, положительного отношения к своей профессии. |
Психологическая диагностика |
||||
1 |
Диагностика готовности к школе первоклассников |
Индивидуальное обследование учеников первых классов (в присутствии родителей) |
Сентябрь |
Выявление уровня готовности ребенка к школе, определение трудностей ребенка. Рекомендации родителям. |
2 |
Изучение адаптации и мотивации первоклассников к школе |
Групповая диагностика |
Декабрь |
Выявление уровня школьной адаптации и учебной мотивации |
3 |
Диагностике суицидального поведения школьников |
Индивидуальная диагностика учащихся 1-9 классов |
В течение года |
Выявление признаков раннего суицидального поведения. |
4 |
Изучение мотивационно-личностной сферы учащихся с отклоняющимся поведением. (По запросу администрации и педагогов, родителей). |
Индивидуальная диагностика учащихся 1-9 классов |
В течение года |
Выявление причин отклоняющегося поведения для последующей психокоррекции |
5 |
Изучение адаптации учащихся 5 класса к среднему звену. |
Групповая диагностика учащихся 5-ого классов |
Октябрь |
Выявление отношения к процессу учебы, определение школьных трудностей, новообразований, определение уровня школьной тревожности, учебной мотивации |
6 |
Изучение экзаменационной тревожности |
Групповая диагностика, 9 класс |
Ноябрь, февраль |
Определить уровень тревожности для последующей психокоррекции |
|
|
|
|
|
Коррекционная и развивающая работа |
||||
1 |
Групповые и индивидуальные занятия. Проведение программы «Ступеньки роста» с детьми с ОВЗ |
Групповые и индивидуальные занятия |
Октябрь-апрель |
Развитие познавательной сферы |
2 |
Работа с детьми «группы риска». Психокоррекция отклоняющегося поведения. |
Индивидуальные психокоррекционые занятия |
В течение года |
Повышение учебной мотивации, изменение поведения в лучшую сторону. Развитие личности. |
3 |
Работа с детьми «группы риска». «Построение конструктивных отношений родителя с ребенком». |
Индивидуальные психокоррекционные занятия в паре: родитель – ребенок |
В течение года |
Установление конструктивных отношений между родителем и ребенком |
4 |
Профилактика экзаменационной тревожности |
Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия, 9 класс |
май |
Снятие страхов перед экзаменами, повышение уверенности в себе |
Психологическое консультирование |
||||
1 |
Консультации педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей и подростков |
Индивидуальные консультации |
Пн. 08.00 – 14.00 Ср. 0800 – 15.00 Чт. 10.00 – 15.00 Пт. 10.00 – 14.00
|
Сообщение об уровне развития познавательных процессов ребенка, обсуждение трудностей и сильных сторон ученика |
2 |
Консультации родителей по вопросам воспитания детей, имеющих проблемы в обучении и отклонения в поведении. |
Помощь в преодолении трудностей воспитания и обучения ребенка |
||
3 |
Консультации учащихся |
Помощь в преодолении трудной ситуации, повышение самосознания и мотивации |
||
Организационно-методическая работа |
||||
1 |
Самообразование. Изучение литературы по темам:
|
|||
2 |
Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, родительских собраний, подготовка выступлений на педагогических советах. Подготовка к семинарам, занятиям, консультациям. |
|||
3 |
Подготовка методических рекомендаций для родителей по результатам диагностики ребенка. |
|||
4 |
Обработка и оформление результатов диагностики. Написание рекомендаций для педагогов |
|||
5 |
Оформление документации |
В плане возможны изменения в связи с запросами педагогов, администрации и родителей.
Профилактическая работа
по итогам социально-психологического тестирования обучающихся
на предмет определения рисков формирования зависимости от наркотических средств
и психоактивных веществ
№ п/п |
Вид работы |
Участники |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
1 |
Анализ результатов социально-психологического тестирования |
Психолог |
Декабрь 2022г. |
Выделение классов с наибольшим процентом учащихся «группы риска». |
2 |
Сообщение результатов тестирования в классах с наибольшим процентом учащихся «группы риска». Проведение дополнительного опроса-анкетирования для выявления актуальных проблем учащихся |
7,8,9 классы |
Январь 2023г. |
Донести до учащихся сведения о возможных причинах угнетенного состояния. Выявление причин негативных переживаний подростков |
3 |
Классные часы по обучению справляться с трудностями в учебе, по обучению планировать свое время, по обучению целеполаганию, по обучению устанавливать контакт с учителем. Опрос «Определение мотивов учения» |
8,9; |
Февраль – декабрь 2022-2023г.г. |
Будут определены мотивы учения в каждом классе. |
Классный час «Подросток в обществе риска» |
8,9 классы |
декабрь |
Воспитание уважения к закону. Объективна информация о действии ПАВ на организм. Формировать способность навыка самостоятельного принятия решения. |
|
Классный час «Как преодолевать трудности в учебе» |
8,9 классы |
ноябрь |
Обучающиеся познакомятся со способами преодоления трудностей в учебе, ученики в ролевых играх будут учиться устанавливать контакт с учителем. |
|
4 |
Классные часы по развитию уверенности в себе, развитию самосознания и индивидуальности. |
7,8,9 классы |
Март 2023 ноябрь |
Ученики узнают об особенностях подросткового возраста, осознают свои негативные переживания. Будут учиться видеть хорошие качества в других людях, ценить их. Ученики будут учиться видеть свои положительные стороны, ценить себя, принимать себя такими, какие они есть. Будут учиться отстаивать свое мнение. |
5 |
Индивидуальные консультации учащихся, находящихся в стрессовой ситуации. |
По запросу |
Январь - май 2023 |
Учащиеся получат помощь в преодолении негативных переживаний. |
6 |
Выступление на классных родительских собраниях «Формирование позитивных детско-родительских отношений». |
8,9 классы |
декабрь 2022г. |
Формирование навыков гармоничного, доверительного взаимодействия родителей и детей. |
7 |
Итоговый классный час «Алгоритм действия в стрессовой ситуации» |
8,9 классы |
Январь – февраль |
Ученики узнают, как действовать, если они переживают сильные негативные эмоции. |
01.11.2022 г Педагог-психолог ____________ Минеева Т.Е.м